Русская Православная Церковь
Самарская митрополия
Официальный сайт

Концерт на престольный праздник

Размещено Ноя 25, 2013 в Без рубрики | 0 комментариев

По вновь возрожденной старинной традиции престольный праздник села отмечается два дня.  И этот год не стал исключением. 14 ноября после праздничной Литургии состоялся  концерт, организованный сельским клубом, в котором приняли участие коллектив «Сусканочка» и маленькие артисты из детского сада.

А вот на второй день празднования – 17 ноября – к нам с концертом приехал детский фольклорный ансамбль «Таусень» музыкальной школы №4 г. Тольятти.

Начался долгожданный концерт. Буквально с первых же слов, с первых звуков музыки зрители, как на сказочной машине времени, перенеслись в далекий, почти забытый, но такой родной и знакомый  мир наших предков. И это было увлекательнейшее и познавательное путешествие. Благодаря тому, что каждое выступление предварялось рассказом,  концерт стал диалогом, разговором по душам. Но обо всем по порядку.

Перед выступлением руководитель ансамбля – Коновалова Валентина Андреевна – немного рассказала о своем коллективе: «Мы  — лауреаты международных, всероссийских и региональных конкурсов народного творчества. Нам 23 года. Когда мы праздновали свое двадцатилетие в г. Тольятти,  в зале филармонии, мы пригласили коллектив из вашего села.  Вот чем мы занимаемся с нашими ребятами?  Наша задача,  как можно точнее и ближе сохранить традиционный фольклор,  а   ваш коллектив «Сусканочка» в полной мере отвечают этому направлению. Вы  у нас были тогда гостями, и мы  договорились с Марией Ивановной, о том, что мы тоже сделаем ответный визит с концертом. Ну  вот, это растянулось почти на  три года. У  нас скоро будет 25-летний юбилей, и у вас будет юбилей, повод еще неоднократно встретиться. Нас тридцать человек, перед вами только старшая группа. За тот период времени, который прошел с последней нашей встречи, мы завоевали большую награду. Мы  победили в  г.Санкт – Петербург  на международном конкурсе, который называется  «Интерфолк»». Это конкурс высокого уровня, когда мы ехали туда, мы очень боялись, и неожиданно для себя победили.  Получилось,  что старшая группа у нас получила золотой кубок, т.е. гран-при, а младшая группа – серебряный кубок. Руководители  и устроители этого конкурса, который, кстати, патронировала администрация г. Санкт – Петербурга  в лице В. Матвиенко, отметили, что мы —  единственный  коллектив, который увез у них сразу все награды. Сразу задают  вопрос: «За что?». Ведь таких коллективов очень много! А именно за подлинное сохранение народных  традиций,  народной песни. Мы дружим с лопатинцами, узюковцами. Мы пели ваши песни, те, что мы у вас записали, расшифровали. И стараемся это петь так, как это пели у нас в Поволжье. Свое первое выступление мы всегда начинаем  с одной и той же песни. Это  наша визитная карточка, где бы мы не выступали. Мы же с матушки Волги, как про это не спеть. Итак, песня «Вдоль по улице мы, братцы, пройдем».

Концерт продолжили хороводные и плясовые песни, а так же лирическая песня из местного фольклора села Узюково «Я своего дружка не увижу» и шуточная песня «Где ж ты был, черный баран?», которую исполнили самые юные артисты коллектива – близнецы Маша и Кирюша Сидоровы — особенно покорившие сердца зрителей.

Валентина Андреевна продолжала: «В нашей музыкальной школе мы учимся играть на всех музыкальных инструментах, кто на каких пожелает». И юные артисты вновь удивили зрителей игрой на баяне, ложках, домрах, балалайках. «Когда заиграли ложкари, — делится своими впечатлениями Людмила Федоровна Бающева – хотелось просто пуститься в пляс!»

«Мой великий земляк – Митрофан Ефимович Пятницкий — очень точно выразил мысль всего своего творчества и состояния народной культуры, — рассказывала Валентина Андреевна. – Он говорил, что душа русского человека вся в песне, как в зеркале. Душа и смеется и плачет, но она не только веселится и рыдает, она еще умеет в песне размышлять о вечном, думать о божественном. Так, много веков назад, слушая проповеди батюшек в церквях, или, кто был грамотен,  читая Псалтирь и молитвослов, народ постепенно создавал новый жанр, получивший название  – народный духовный стих, в котором человек выражал все то, что он слышал в церкви, но только своими словами. Исполнялись эти духовные стихи как правило на ярмарках. Мы сейчас это как раз изучаем, мы обязаны знать этот пласт народной песни, и мы исполним стих  «Я умом ходила в город Вифлеем». Обычно  такие стихи исполнялись под такой специальный, очень редкий сейчас, инструмент — колесная лира. Он похож на большую гитару с ручкой, которая крутилась и издавала, как шарманка издает, ровный мелодичный звук. Это  замечательный пласт нашей культуры. Он мало где поется».

В исполнении коллектива прозвучал стих «Дево Богородица», тронувший души зрителей. Многие в зале просто не могли сдержать слез!  Староста храма Валентина Владимирова, рассказывая о концерте, особо отметила это выступление: «Исполнение духовных песен меня буквально зачаровало! И в то же время на душе было радостно и легко».

«Был у нас такой опыт, у меня лично, я много сотрудничала с православной классической гимназией, с батюшкой о. Александром, — вспоминала  Валентина Андреевна. – Он только еще начинал служить, я тоже только начала регентовать. И вот, есть такой период в службе, перед Причастием, когда батюшка  готовится, и когда можно спеть что-то неканоническое. Отец Александр даже разрешал нам иногда петь вот этот духовный стих. Церковная служба поется голосами академическими, эта постановка голоса немножко не наша, нетрадиционная, но так сложилось в  церкви. Мы же пели тогда древними песнопениями,  и этот стих там был, наверное, уместен. Я вспоминаю,  бабушки говорили: «Вы  так поете, как будто те же самые молитвы, но как-то не так…» Они не понимали, что мы-то поем народными голосами. А ведь что такое народный голос? Это голос, который звучит так же, как мы говорим, мы поем так же как говорим и, видимо, это так близко, тепло и молитвенно».

После этого рассказа  артисты  спустились в зал и исполнили несколько танцев, о которых затем рассказала  руководитель коллектива: «Мы сейчас вам показали танцы. Это не постановочные танцы, как вы догадались, которые мы тоже записали. Это танцы, которые танцевали все. Сейчас какое-то засилье постановочных танцев, т.е. какой-то балетмейстер ставит танец и говорит, что вот это – народный танец,  который, на самом деле, ничего общего с народным танцем не имеет. Вы обратили внимание – наши народные танцы доступные, их можно танцевать всем; другой вопрос, что сейчас их очень мало сохранилось. И если нам встречаются такие танцы – это великая находка. Мы показали вам, чем мы занимаемся и что такое народная культура: это пение, это танцы, это игра на инструментах, это знание того, о чем ты поешь. Спасибо вам за внимание, вы очень тепло нас слушали, нам было легко у вас петь, надеемся, мы с вами еще не раз встретимся».

Зрители задали Валентине Андреевне вопрос, который интересовал многих: «А что означает название коллектива «Таусень»?

Валентина Андреевна ответила: «Есть такое древнее название празднования нового года, которое называется коляда,  отсюда название «колядки». А у нас на Поволжье эти колядки назывались «таусеньками». Вы должны знать это слово, вы же говорили, что у вас в селе половина русских и половина мордвы, а у мордвы новый год совпадал приблизительно с древнеславянским праздником коляды. У них назывался этот новый год «Таусяна» или «Таусянь». У мордвы была такая традиция: они наряжались в разные маски. Вот  в России главное животное  — медведь, конь, а у них был поросенок, свинья, вот он в маску нарядился – «таусянь», «таусяль».  Это еще в припевах всех новогодних. Мы вам сейчас споем. А бабушки рассказывали: «Вот придет ко мне таусявщик, если он мне мало скажет «таусеня» (т.е. позовет), я ж ему не дам денег – то, я ж еще подумаю, дать ли ему». «Таусень» кличили не только у нас на Поволжье, в Рязанской, Владимирской области тоже. Это припевное такое слово, но у нас,  у славян,  еще древнее название месяца января – «просинец». Корень какой? «Синь». «Тау – сень»  однокоренное слово. Это в сущности, начало нового года. А у нас есть этнографы, собиратели, которые вообще считают, что корни надо искать в тех далеких временах, когда мы были одним большим народом, относившимся к индоевропейской расе. В переводе с древнего санскритского языка «синь» означает «заря». А что такое заря? Это начало, начало чего-то, начало нового года».

Зрители никак не хотели расставаться с артистами и попросили спеть еще что-нибудь, ребята с удовольствием выполнили их просьбу.  А Валентина Андреевна продолжила: «Еще хочу сказать, вы нам предложили выступить с концертом, а вообще-то мы поем блоками, т.е. мы можем показать как  праздновать новый год – с ряжаньем, с таусенью, со всем. Вот,  например, заклички, веснянки,  свадебные местные традиции, отрывок из которых мы вам показали («Хождение за море»). Хочу вам открыть тайну, старшую группу, выпускников, приглашают петь на свадьбах. Мы не одного батюшку поженили!»

С ответным словом к артистам и к жителям села обратился  настоятель нашего храма отец Владимир: «Дорогие гости! Хотелось бы, чтобы престольный праздник мы встречали с таким размахом каждый год. Конечно, если вы не будете поддерживать наши начинания, то из этого ничего не выйдет, поэтому, хотелось бы, чтобы и на следующий год вы пришли и привели своих детей, родственников, знакомых… Выражаю свой восторг таким молодым коллективом, в прошлом году у нас были студенты из Академии культуры, я бы сказал, что школьники показывают уровень студентов, что такие таланты вот здесь  — в нашем районе. И обратите внимание, как этот коллектив поддерживает связь с историей, как они хорошо ее знают, и как плохо эту историю знаем мы, например, даже своего рода, своего села. В этом году мы начали  проект по истории села, мы хотим собрать всевозможный материал по истории Верхнего Сускана. У нас при храме организуется музейный уголок, поэтому, если у кого-то есть какие-то интересный материалы по истории села, приносите, мы скопируем, чтобы об этом знала не только ваша семья. Без истории – мы не народ. Мы должны объединяться, а чтобы объединиться, мы должны знать историю. Например, чтобы объединиться всем селом, мы должны знать, что у нас есть такой праздник престольный – Космы и Дамиана. Если мы не знаем, то мы и не придем в храм,  мы не знаем, как этот праздник справлялся, у нас современная культура  — справлять праздники только за столом. Человек даже уже не встает, не пляшет, не поет, не радуется жизни. Нужно радоваться, знать, как это делать. Посмотрите, как мы своим детям не даем того, что давали наши предки. Мы должны это возродить, это наша обязанность. Вы знаете, куда уходят наши дети, если мы не возродим культуру села, культуру празднования, если мы не возродим традиционный поход в церковь — у  нас село умрет. Еще раз благодарю ваш коллектив, что вы не забываете такие маленькие села, как наше, хотя и далеко, но вы приехали.

Валентина Андреевна: «Мы понимаем ту боль, когда дети уходят вникуда, и очень отрадно, когда к нам приходят родители, говорят: «Возьмите нашего ребенка, не надо, чтоб она была Зыкиной, а пусть знает народную традицию и культуру». Родители понимают, что без истории мы – ничто, как «иваны, не помнящии родства», ну, не хотим же мы так, и вот в силу своих возможностей мы делаем что можем. Вы думаете, у нас есть какой-то отбор в коллективе? Нет! Вот приходят, и мы любого берем».

Концерт закончился, но расходиться по домам не хотелось. Дальше общение происходило уже во время трапезы.  Валентина Андреевна попросила женщин из коллектива «Сусканочка» спеть старинную мордовскую песню «Калина с малиной», после  которой и артисты, и зрители еще и от души поплясали.

468 ad

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели