Русская Православная Церковь
Самарская митрополия
Официальный сайт

Воспитание трудом. Щетинина Нина Михайловна.

       Ко дню Петра и Февронии мы готовим подборку материалов о традициях воспитания в виде ответов на анкету, которую заполнили наши прихожане.  Сегодня поделилась с нами интересными воспоминаниями Нина Михайловна Щетинина.

1. Ваши  Ф.И.О. (девичья фамилия).

2. Год рождения, место, где Вы родились.

3. Сколько человек было в Вашей семье.

4. Что Вы помните о бабушках-дедушках (обязательно пишите фамилии, имена).

5. Чем запомнился отец? Его роль в семье. 

6. Самые запомнившиеся  семейные события.

7. Ходячие семейные поговорки и выражения.

8. Мать, как домохозяйка  и воспитательница  детей.

9. Как воспитывали мальчиков, как девочек, в чем было различие.

10.  Как в семье приучали к труду.

11.  Какие традиции в Вашей семье были?

12.  Как встречали семейные праздники?

13. Называли ли кого-то из детей в честь кого-то из семьи и почему?

14.  Отношение к родителям мужа, жены.

15. Чему научили Вас родители  (м.б. это были родителя мужа /жены), в чем были примером, чему хотелось подражать и получилось ли это у Вас?

16. Что такое семейная жизнь и чему она учит?

17.  Какая,  в Вашем понимании, должна быть жена (интересно сюда добавить мнение мужа).

18. Каким должен быть муж?

19. Были ли какие-то ошибки и упущения в воспитании детей?

20. Учитывая предыдущие недочеты, на что бы Вы теперь обратили внимание в воспитании внуков?

21. Ваша оценка роли средств массовой информации в воспитании детей.

22. Как Вы оцениваете влияние школы (м.б. даже детского сада) на формирование личности ребенка, каким оно должно быть, это влияние, и насколько родители должны  участвовать в этом процессе.

23. Отметьте, какие факторы имеют значение для  семьи, в порядке уменьшения:

а) Воспитание определенных навыков самообслуживания  и трудолюбия (ведение домашнего хозяйства, рукоделие, уход за скотиной и т.п.);

б)Профессиональное образование;

в) Умение жертвовать своими интересами, подлаживаться к другому;

д) религиозность ;

е) Приверженность традиционным ценностям;

ж) Материальный достаток.

 OLYMPUS DIGITAL CAMERA

1.Щетинина Нина Михайловна (в девичестве Полякова).

2.Родилась в 1949 году, в Ульяновской области, Инзенского района, разъезд Юловка.

3. В семье было девять человек. Отец – Поляков Михаил Павлович, мать  — Анна Матвеевна ( в девичестве Платонова), бабушка – Мария Тимофеевна, тетя – Анастасия Павловна, брат  – Александр Михайлович, брат  – Евгений, сестра – Лидия, я – Нина, сестра – Антонина.

4. Один дедушка, папин отец – Поляков Павел Алексеевич, погиб на фронте. Другой дед жил от нас отдельно,  и рано умер в 1962-ом году, в шестьдесят с небольшим  лет. Тоже был фронтовик. Его родная жена умерла очень рано во время родов, оставив ему пять человек детей. Мама был старшей, ей было 7 лет, поэтому она даже в школу не ходила, т.к. некому было смотреть за детьми.  Он женился на другой. Вот эта другая бабушка мне нравилась, она меня привечала, но жили они от нас далеко, виделись мы редко.

А вот родная моя бабушка Мария жила  всегда с нами, и оказала на наше воспитание очень большое влияние – она было очень доброй, кроткой, верующей, хотя тогда об этом не распространялись. Она брала меня с собой в церковь за 35-ть км  ехали сначала на поезде, потом пешком 6-ть км. Но молитв я никаких не знала, даже не могу сказать, какие молитвы знала она. Знаю только, что она тоже был неграмотная. Она нам много рассказывала о своей жизни, а мы с удовольствием слушали.

5. Отец был строгий, в меру выпивал. Подвыпивший был добрый, всегда был в работе, сначала один дом построил, оставив его бабушке и тете, а себе построил другой большой, мы  перешли в новый дом, когда мне было 10 лет. Неверующий. Сам плотничал, сам выполнял все работы по строительству. Отца мы боялись,  но знали твердо, что нужно работать, это не обсуждалось, таким образом выживали. На фронте не был, у него была бронь.

6. Запомнившиеся события – это праздник Пасхи. К нему готовились заранее. Все мыли, стирали, нам делали обновы, готовили вкусную еду. Я ходила  «христосоваться» — это было очень празднично. Церкви у нас не было, поэтому устраивали народное гулянье в центре нашего небольшого поселка.

7. Не помню.

8. Мать у меня была особенная, это я  потом поняла. Хотя и неграмотная, каким-то своим смирением, трудолюбием воспитывала нас без слов. Работала много, рано вставала, нас  поднимала позже, всегда сдержанно, с уговорами. Не помню, чтобы она закричала на нас или стукнула. Хорошо готовила и мы научились. Хорошо пела, даже очень хорошо, а отец играл на гармони. Я  очень любила слушать  и подпевать. Она сама штукатурила дом, затирала, белила, шила нам одежду. Всегда держали скотину, лошадь, меня посылали за лошадкою вечером привести с пастьбы, старшие братья дома уже не жили.

9. Детства со старшими братьями я не помню, т.к. они рано уехали из дома, школа у нас была начальная. А дальше – кто где. Мне было 13 лет, когда один брат погиб.

10. Все работали, и мы работали. Это не обсуждалось. Отец часто отлучался из дома, домашняя работа была на матери и нас с сестрой. Младшая сестра была маленькая. Мне было 12 лет  и сестре 14 лет, мы уже с ней  стирали белье, матери это делать было некогда. А дома жили только летом, зимой учились в школе, жили у тети, там тете помогали топить и мыть контору кирпичного завода, она работала том техничкой и курьером. Целое лето сенокос, а вечером еще за водой и поливать огород да варить ужин на костре.

11. Первое, что помню, это обед со всеми вместе. На первое щи, второе – каша, на 3-е – морс с медом (пчелы были свои, а значит и мед).

Мать никогда не работала на производстве, отец ее даже не пускал на работу.

Приезжала мамина сестра из Харькова с мужем и детьми, приглашали родственников и делали праздник, с праздничным угощением.

12. Семейных праздников не помню, их не было, кроме как  встречать родственников.

13. Такого не было.

14.Любила больше бабушку Марию (папину мать), т.к. она жила с нами.

15.Нас воспитывали трудом, в труде и подражали. Например, мне хотелось научиться косить траву. Я изо всех сил старалась научиться, просила отца сделать мне косу поменьше, ну и научилась на свою голову – в 13 лет уже косила со всеми вместе.

Мы с сестрой и шить научились, вышивать, правда, нас потом еще и в школе  учили.

16. Семейная жизнь сплачивает. Это основа нашей жизни. Это как дерево с хорошими, здоровыми корнями и пушистой кроной, в тени которой можно укрыться. Мы любим родителей, любим сестер, братьев, а это так хорошо.

17. Жена должна быть  хозяйкой, в меру строгой, в меру доброй, уметь уступать и прощать. Нельзя быть настырной, гордой.

18. Муж должен быть строгим и справедливым. Непьющим, работящим и очень хотелось бы, чтобы обладал чувством юмора. Очень важно мужу и жене воспитывать детей в одном русле, если один наказал, другой чтобы не жалел.

19. Первый недостаток -что не привила любви к Богу. Видимо, потому, что и сама был в это отношении отсталой. Не знала тогда, что можно поговорить со священником, посоветоваться, а вернее, не хватало времени на это и духовного воспитания.

В основном, я очень много уделяла времени детям, их воспитанию, их здоровью, увольнялась с работ, занималась с ними, ходила в школу, сидела на уроках. Работала на низкооплачиваемой работе, заработала себе маленькую пенсию и не жалею об этом.

20. А теперь вот внук очень капризный в еде, говорю об этом сыну и снохе, об успеваемости в школе тоже, но это уже не мой сын, родители его воспитывают сами.

21. Я большая противница того, чтобы дети смотрели много телевизор, компьютер и планшеты, даже запретила внуку  привозить в Сускан планшет, но  у моих детей на это свои взгляды.

Я вспоминаю себя в детстве, скучно ли было мне когда и не могу вспомнить, а теперь дети все время капризничают, что им скучно, ибо это как раз влияние телевизора. Раньше, только освободились от работы, бежим на улицу играть в лапту, догонялки, прятки и т.д.

22. В наше время, когда родители были неграмотные, школа нам давала все, и знания, и воспитание, и умение и профессиональное обучение. С помощью наглядной агитации учились сидеть за столом, как вести себя в гостях, правильно говорить и т.д. Родителям некогда было с нами заниматься, а теперь обязательно должны, ведь это их дети.

а) Если брать во внимание жизнь на селе, то обязательно труд: на огороде, уход за скотиной, заготовка дров, веников, сена и т.д., девочкам учиться готовить обеды, стирать белье и т.д.

б) Затрудняюсь ответить.

в) Обязательно учить этому, иначе развивается эгоизм.

д) Прививать любовь к Богу обязательно, т.к. только с Богом мы живем на земле, а без него – существуем.

е) Развивать по мере возможности.

ж) Материальный достаток – хорошо, но это не самое главное. А вот кто будет зарабатывать, должны решать оба супруга.

Перейти к верхней панели