Русская Православная Церковь
Самарская митрополия
Официальный сайт

«…омыеши мя, и паче снега убелюся». Очерк о поездке в Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь.

Группа прихожан нашего села совершила паломническую поездку,  в ее организации нам помог православный центр «Святая Русь».

В субботу, 2 августа, в 7 часов утра мы отправились  навстречу новым впечатлениям. Надо сказать, что возрастной состав участников был самый разный: от самых маленьких до достаточно взрослых. Нас сопровождали два экскурсовода – Надежда и Елена, которые на всем протяжении нашего путешествия не давали нам скучать. Время в пути пролетело незаметно.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

И вот уже первая остановка в селе Большая Рязань – это великолепная церковь  Введения во храм Пресвятой Богородицы.   Храм в селе Большая Рязань был построен в 1792 году и имел два придела: главный – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и второй, в теплом приделе, — во имя Живоначальной Троицы. В 1929 году церковь была закрыта, а здание храма использовали под зернохранилище, позже здание сгорело. В 1993 году начинается строительство нового храма, которое было закончено и освящено  в 2002 году. Основным строительным материалом послужила сосна, оттого здание как снаружи, так и изнутри золотится бесконечным светом. Колокола на звоннице были отлиты в городе Воронеже.  Из прежнего разрушенного более 70 лет назад храма в новый жители села возвращают святыни: иконы, чашу, крест. В этом храме находится чудотворная икона «Всецарица», исцеляющая больных раком. К сожалению, в селе более полугода  нет своего священника, поэтому службы проходят нечасто. Но нам повезло, потому что с нами был наш батюшка – отец Владимир, который и провел  водосвятный молебен с акафистом. А поскольку 2 августа – это день Пророка Илии, то и служили акафист ему. После молебна батюшка окропил всех святой водой. Для себя я отметила тот факт, что к окончанию молебна увеличилось количество народа. Видимо, люди подходили во время службы.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Следующая наша остановка – святые источники. Они широко известны на Самарской Луке. Издавна почитают их люди как особые (святые). Их в селе два — «Малый» и «Большой». Из всех городов и весей едут и идут к ним паломники. О самих источниках почему – то экскурсоводы нам ничего не рассказали, поэтому информацию о них пришлось «добывать» самостоятельно, и вот что я узнала.

Даже в советские времена, когда подобное не приветствовалось, малый родник был в ухоженном состоянии. До революции источник находился в 500 метрах от храма. Туда ходили крестным ходом с хоругвями и песнопениями совершать торжественные водосвятные молебны.
В селе существует предание об источнике: «Родник этот называли Кормишин колодец, по имени того, в чьем саду он находился. Потом садов не стало, умер и Кормишин. Родничок тек себе в овражке как раз напротив дома, где жили Николай Кириллович Чернов с женой Марией Захаровной. Николай Кириллович ухаживал за родником, делал это от души, с удовольствием, любил все, что землю красит. Много лет около родника душой отдыхал, жизнь ему продлевал: сруб подновлял, прочищал, чтоб веселее звенел и не зарос. По воду ходили сюда со всего села — особый вкус был у водицы».
А вот главному колодцу (роднику) не повезло. Засыпали его основательно. Но осталась жить людская память о нем. Благодаря этому и был возрожден «Большой» святой источник.  О том, что родник носит имя основателей Киево-Печерской Лавры святых праведных Антония и Феодосия, в селе уже не знал никто, кроме жительницы Большой Рязани, теперь служительницы богадельни Казанского храма города Тольятти, монахини Марии. Узнал об этом Василий Васильевич Мелехин (человек, допущенный к мощам этих святых в Киево-Печерской Лавре, и таким образом исцелившейся от серьезной болезни), начал деятельно восстанавливать источник, усмотрев в этом Божие повеление. С помощью волостной администрации, сельчан, горожан, фирмы «Монумент» источник привели в порядок, благоустроили.

 

Около нового сруба на источнике стоит гранитный массивный крест с высеченными на нем словами: «Преподобные отцы Антоние и Феодосие Киево-Печерские, молите Бога о нас яко усердно к вам прибегаем — скорым помощникам и молитвенникам о душах наших. Аминь». На «большом» (главном) источнике поставили часовенку, пришла пора водрузить икону. За неимением образа Антония и Феодосия поставили икону Богородицы «Всецарица» (по-гречески образ называется «Пантанасса»). В Греции через этот образ Богородица исцеляет раковых больных.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

«Малый» источник был освящен в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, а их Покровительницей стала Богородица «Всецарица-Пантанасса». Здесь же оборудовали открытую купальню, куда заходят люди облиться святой водой, дающей силу и энергию. Удивительно то, что, когда умываешься и обливаешься, вода не кажется ледяной.

Мы дружно отправились к источникам: искупаться, набрать водички. Вокруг купальни было какое – то, как мне показалось, особенное, приподнятое, радостное настроение, смешанное с волнением.Так бывает перед каким – то важным  событием, которого долго ждешь, и которое точно принесет тебе радость. Так и здесь, все были именно радостные, взволнованные и, в то же время, шутили, смеялись, обливались, подбадривали друг друга. Наши бабушки были в первых рядах, быстренько искупались, пока мы судили – рядили, как сделать и сможем ли. И такие лица у всех после купания умиротворенные, спокойные. Говорят, что вода этого источника исцеляет от рака,  а вода источника Антония и Феодосия помогает тем, у кого болят суставы рук и ног, кто часто испытывает головные боли. Попив водички, немного закусив, мы отправились дальше к конечному пункту нашего путешествия – в Винновский мужской монастырь.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В селе Осиновка мы остановились у почти полностью разрушенного храма в честь Святителя Николая Чудотворца. 22 мая 2014 года зданию исполнилось 300 лет.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Конечно, сейчас это лишь жалкие остатки великолепного 22 – купольного храма. Но, тем не менее, масштаб впечатляет.

И вот, наконец, Винновка — село на берегу Волги на юге Самарской Луки (в 32 км от Самары). Расположено в устье Винновского оврага между склонами Винновских гор, составляющих часть Южных Жигулей. Между Винновским и Гранным оврагами — Давыдова гора. Это самая высокая точка Винновских гор.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Дух захватывает от красоты. Сразу идем в главный храм Казанской иконы Божией Матери.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

История появления храма в Винновке начинается в 1770-е годы. В селе строят церковь, которую освещают во имя иконы Казанской Божьей Матери. В 40-е годы XIXвека начинают строить новый каменный храм. Инициатором становится владелица этих мест Анна Алексеевна Орлова-Чесменская – очень набожная женщина, которая, не принимая пострига, она придерживалась монастырских норм жизни, а большую часть своих доходов жертвовала на нужды церкви. Есть версия, что всю жизнь она вымаливала своему отцу прощение за грех цареубийства. Основным местом жительства графини были Москва и именье около Юрьева монастыря, поэтому за своими владениями в Поволжье она наблюдала издалека. Храм достраивали на общественные деньги, так как в 1843 году Анна Орлова Чесменская продала эти земли.

В 30-е гг. XX века церковь иконы Казанской Божьей матери в селе Винновка несколько раз планировали взорвать, но почему-то ограничились разграблением, сбрасыванием колоколов и рубкой икон.  Восстановление храма началось в 2003 году, тогда же было принято решение о создании на его базе монастырского подворья, а спустя еще два года статус архиерейский. Монастырь возводят вокруг Храма иконы Казанской Божьей Матери.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Комплекс выглядит внушительно и состоит из братского монашеского корпуса с домовой церковью и трапезной, гостиницы.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

Над воротами, через которые попадаешь в монастырь, колокольня, стилизованная под маяк – это надвратная церковь.
Архитектурный проект обители представил талантливый архитектор Юрий Иванович Харитонов. По его проектам построены прекрасные храмы не только в России, но и в других православных странах.

Миссия монастыря – стать духовно-культурным просветительским центром. В обители создана прекрасная библиотека, актовый зал. Проводятся семинары для учителей, совещания с ректорами самарских вузов, заседания межвузовской кафедры теологии и истории религий, кафедры православной педагогики и психологии Самарской духовной семинарии.

В сопровождении послушника, проходим в новые корпуса. Часть из них еще не закончена, идут отделочные работы,  не все росписи завершены, стоят строительные леса.OLYMPUS DIGITAL CAMERA Но убранство  — непередаваемой красоты.  Лично меня больше всего впечатлила акустика. Когда послушник пропел всего лишь две строчки  церковного песнопения тихим голосом, мне на минуту показалось, что звук повсюду, он окутывает  со всех сторон. А еще мне таким трогательным показалось неподдельное смущение этого послушника.

Подошедший чуть позже  отец Мисаил провел для нас небольшую экскурсию по музею, рассказав вкратце об экспонатах. Несмотря на то, что площадь музея небольшая (всего – то один зал), посмотреть здесь есть на что: старинные монеты, предметы церковной утвари, облачение, даже воссозданная, аскетически убранная, келья монаха. Здесь есть иконы, написанные монахинями, что является само по себе редкостью, так как в основном пишут иконы мужчины.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

А затем мы поднялись на колокольню.Ее высота равна высоте 10 – этажного дома, и подниматься по ней нужно было по очень длинной винтовой лестнице.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

Поднялись даже те, кто боялся высоты.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

И не зря! Вид просто потрясающий!  Даже Самару можно было разглядеть. Отец Мисаил рассказал о жизни монахов в монастыре. Из 30 насельников – 12 монахов. У каждого из братии свое послушание: кто – то занимается пасекой, кто – то огородом, кто – то виноградником.  В братский корпус запрещено входить, даже мужчинам. У монастыря есть свое подсобное хозяйство: куры, коровы. Так что работы хватает. Да плюс еще огромная территория, очень красивая, ухоженная, чистенькая. Здесь, наверное, тоже трудятся монахи и послушники. Кстати, послушник, сопровождавший нас, сказал, что он уже 4 года в монастыре, но пока его в монахи не постригают.

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В завершении своего рассказа отец Мисаил зазвонил в колокола. Не знаю, что это был за перезвон, но душу тронул до слез. Хотелось слушать, слушать и слушать. И, не знаю почему, плакать. Вспомнились слова Василия Ирзабекова, известного филолога, азербайджанца, принявшего Православие: «Колокольный звон для церковного человека – невыразимая человеческими словами музыка, ведущая свой диалог с его бессмертной душой напрямую, безо всяких посредников».

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Спустившись с колокольни, мы сфотографировались на память с отцом Мисаилом (он произвел впечатление очень доброго и лучезарного неунывающего человека!) и отправились на пристань.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

Посмотрели, как выглядит монастырь со стороны Волги.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Узнали, что запланировано в ближайшем будущем строительство новой пристани, способной принимать большие суда. И отправились в обратный путь.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вернулись домой уставшие, но обогащенные новыми знаниями, новыми впечатлениями, новыми эмоциями.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Такие поездки очищают душу, заставляют по – новому посмотреть на свою жизнь. Надеюсь, что подобные путешествия станут в нашем селе традиционными.

 

Богданова Н.Л.

 

 

Перейти к верхней панели