1. Ваши Ф.И.О. (девичья фамилия).
2. Год рождения, место, где Вы родились.
3. Сколько человек было в Вашей семье.
4. Что Вы помните о бабушках-дедушках (обязательно пишите фамилии, имена).
5. Чем запомнился отец? Его роль в семье.
6. Самые запомнившиеся семейные события.
7. Ходячие семейные поговорки и выражения.
8. Мать, как домохозяйка и воспитательница детей.
9. Как воспитывали мальчиков, как девочек, в чем было различие.
10. Как в семье приучали к труду.
11. Какие традиции в Вашей семье были?
12. Как встречали семейные праздники?
13. Называли ли кого-то из детей в честь кого-то из семьи и почему?
14. Отношение к родителям мужа, жены.
15. Чему научили Вас родители (м.б. это были родителя мужа /жены), в чем были примером, чему хотелось подражать и получилось ли это у Вас?
16. Что такое семейная жизнь и чему она учит?
17. Какая, в Вашем понимании, должна быть жена (интересно сюда добавить мнение мужа).
18. Каким должен быть муж?
19. Были ли какие-то ошибки и упущения в воспитании детей?
20. Учитывая предыдущие недочеты, на что бы Вы теперь обратили внимание в воспитании внуков?
21. Ваша оценка роли средств массовой информации в воспитании детей.
22. Как Вы оцениваете влияние школы (м.б. даже детского сада) на формирование личности ребенка, каким оно должно быть, это влияние, и насколько родители должны участвовать в этом процессе.
23. Отметьте, какие факторы имеют значение для семьи, в порядке уменьшения:
а) Воспитание определенных навыков самообслуживания и трудолюбия (ведение домашнего хозяйства, рукоделие, уход за скотиной и т.п.);
б)Профессиональное образование;
в) Умение жертвовать своими интересами, подлаживаться к другому;
д) религиозность ;
е) Приверженность традиционным ценностям;
ж) Материальный достаток.
1.Шалаева Людмила Федоровна.
2. 15 марта 1952 г., д. Канарай, Дзержинского р-она, Красноярского края.
3. В нашей семье было четыре человека – папа, мама, я и младшая сестра.
4. Дедушка Максим (по папиной линии) был ранен в ногу на финской войне, после войны прожил 8лет. Бабушка Даша (тоже по папиной линии) работала в колхозе и воспитывала пятерых детей. Была очень трудолюбивая и приветливая. А вот бабушку и дедушку с маминой стороны я не видела : Абрамов Даниил был убит на финской, Абрамова Анна умерла рано, когда моей маме было всего пятнадцать лет.
5. Отец мой умер очень рано – в шестьдесят лет. Был очень добрым и ласковым, внимательным и уважительным. Он полностью подчинялся маме, соглашался с ней во всем, не имел своей точки зрения, не спорил с ней, т.к. она была властной женщиной, и всегда было так, как она скажет. Он приносил в дом деньги, был хорошим плотником и всегда следил за тем, чтобы семья жила в достатке. Нас с сестрой очень любил. Ввиду того, что сыновей у отца не было, он нас много лет называл именами мальчиков: я – Яшка, а сестра – Федька. В деревне тоже нас так звали, а когда пошли в школу, стали чаще слышать свои девичьи имена.
6. Событием мы считали свои дни рождения, т.к. собиралось полдеревни. Гуляли и дети взрослые, было весело и радостно, пели песни со взрослыми под гармошку, плясали, водили хороводы.
8. Мама не была у нас домохозяйкой – она проработала бухгалтером в колхозе – совхозе. Воспитывала нас в строгости, послушании. Мы ее даже немного побаивались. За любую провинность она нас наказывала, больше всех доставалось мне, как старшей дочери, но мы ее любили и уважали. Приучала нас к порядку, чистоте, уюту, уважению к людям старшего поколения.
10. Нас очень рано начали приучать к труду. С семи лет я уже доила корову, т.к. маме надо было очень рано уезжать в район с отчетом. Носили дрова в дом, чтобы истопить печь, потому что морозы были до 50С. Вместе с родителями участвовали в заготовке дров к зиме и в заготовке сена для животных. Мама с папой косили сено, а мы с сестрой после просушки его собирали и складывали в копна, а затем – в стог. С девяти лет папа мне доверял ответственную работу – правильное выкладывание стога, чтобы вода не протекала внутрь. Я стояла наверху с вилами и раскладывала сено по всему периметру, а затем надо было стог «завершить». Запомнила это занятие на всю жизнь и папины слова: «Ну, Яшка, не подведи, старайся для коровушки и теляточек». После такой работы с неделю болели мышцы рук и спины. Дела в огороде выполняли вместе с родителями (пололи, поливали, сажали, копали). Дом держали в чистоте и порядке.
12. Семейные праздники встречали радостно, весело и, как я помню, у нас всегда звучали русские народные песни; папа очень хорошо пел и приучил нас с сестрой к пению вместе с ним. Мы знали все песни и неплохо пели («Подмосковные вечера», «Темная ночь», «Под окном черемуха колышется»).
14. Я помню, что моя мама не очень уважительно относилась к бабушке Даше (своей свекрови), у них были конфликты. А вот к свекру она относилась хорошо, почитала его.
15. Мои родители научили нас выдержанности, доброте, трудолюбию, любви к ближнему.
Как только мы с мужем поженились, то жили вместе с его родителями три года. Свекровь научила меня «вести семейные бытовые дела» — обучала аккуратно, без нажима. Учила, что нужно относиться к мужу, как к главе семьи, как правильно воспитывать детей, как расходовать бюджет семейный и быть всегда в хорошем настроении и здравии. Прожив с мужем сорок три года, я думаю, что «уроки» не прошли даром. У нас крепкая, хорошая семья, где все уважают и ценят друг друга, жалеют и берегут.
16. Семейная жизнь — это жизнь в постоянной заботе о ближнем своем; о том, чтобы всем членам семьи было комфортно и тепло в доме; там царит любовь и уважение, там пахнет свежим хлебом и вкусным борщом, там смеются дети и звучат песни, там душа «ликует и поет».
17. Как сказал мой муж: «Жена должна быть хорошей хозяйкой, любимой женщиной, заботливой мамой, доброй бабушкой и хранительницей домашнего очага, чтобы все не просто шли в наш дом, а «летели на крыльях!».
18. А муж — это тыл, надежность, защита, покровитель семьи, сама порядочность, добытчик, советчик, помощник, крепкая опора для жены.
19. В воспитании детей нельзя все предусмотреть сразу и вложить в них положительные качества. Оглядываясь назад, я бы, конечно, что-то и подкорректировала: больше бы внимания обратили мы с мужем на трудолюбие. Наши дети (сын – сорока двух лет и дочь – тридцати восьми) выросли в городе, в городской квартире, и трудовых поручений у них было много меньше, чем в нашу пору. С моей стороны не хватало им строгости и настойчивости.
20. Я и внуков, а у меня их трое (21-го, 16-ти и 8-ми лет), воспитывают так же, как своих детей, но еще с большей любовью, лаской и добротой. В «каверзных» вопросах выручает дедушка – он более требователен и последователен.
21. Роль СМИ в воспитании детей недостаточна. Сейчас общество не знает, какую личность нужно воспитывать, определенного заказа на эту личность нет. Депутаты мало уделяют этому вопросу внимания. А нет заказа – нет и личности.
В советские времена мы знали, кого нужно воспитывать для общества, какого типа личность, и весь воспитательный процесс был направлен на это (я проработала учителем начальных классов много лет).
22. Я не могу сказать, как проходит воспитательная работа в д/саду и в школе в настоящее время, на что делается упор в воспитании детей.
Замечаю, что роль сегодняшних родителей в воспитании детей очень мала – все возложено на детсад и школу. Но ведь все начинается с семьи! Дети, приходя из дома в детсад, а затем в школу, должны получить максимум направлений, рекомендаций, личного примера родителей, чтобы затем их дальше могли воспитывать учителя и работники детсадов.
23. Факторы, имеющие значение для семьи:
-приверженность традиционным ценностям;
-профессиональное образование.